Один из спутников похмелья — ощущение утери чувства собственного достоинства: «Тварь я дрожащая». В принципе, живущим в России к этому не привыкать: в любом госучреждении (да и, в принципе, уже не только в «гос») к тебе относятся как к говну.
Но некоторым людям иногда удается выстроить свой мирок, внутри которого можно обходиться (по крайней мере, можно стараться обходиться) без хамства и ресентимента (привет иноагенту Юдину: он всё спрашивает, что нас всех объединяет, — вот как раз эти проявления ощущения чувства собственной ничтожности).
А если внутри своего мирка еще и делать что-то получается (общественно полезное и приносящее копейки на аренду квартиры и пиво), то может случайно произрасти вот это что-то чуждое и непонятное больному клоуну Дугину («Быть западником в России и тогда, и сейчас — не личный выбор, а злостное преступление. И за это надо отвечать»).
Тогда ты вдруг понимаешь, что чувство собственного достоинства (которое люди, его лишенные, стараются дискредитировать фразочкой «чувство собственной важности») присуще не только тебе, но и окружающим. Тогда и действуешь чуть иначе. И думаешь. И говоришь.
Так вот, мощное похмелье ставит всё это под вопрос. И жить тогда совсем невыносимо.
Чтобы с этой невыносимостью справиться, советую посмотреть сериал «Человек в высоком замке» (2015–2019). Действие в нем происходит в альтернативной реальности, где немцы и японцы победили во Второй мировой войне. Главные герои живут в оккупированной и разделенной на части Америке и очень всего боятся.
С похмелья часто с ужасом думаешь: «Я не помню». И вообще сомневаешься, свою ли ты жизнь живешь. Героиня сериала «Аврора» Саша Зорина (Лена Тронина) вот не помнит, например, как прошел ее последний месяц. В попытке восстановить ход событий она всё глубже проваливается в прошлое, где и черт ногу сломит.
«Аврора» вышла 26 октября 2022, поэтому — в силу вышеописанного шока двадцать второго — многими осталась незамеченной. Хотя ее автор Роман Волобуев (сценарист и режиссер «Последнего министра», сценарист «Белого списка») внимания, безусловно, заслуживает — хотя бы благодаря нормальному чувству юмора.
Но уверен, что просмотр этого комедийного триллера принесет не только способ отвлечься, повод посмеяться и возможность найти родственную душу в лице героини Лены Трониной, но и предложит вспомнить всё, что забыли мы сами, и подтолкнет к ответу на вопрос: а мы-то сами живем свою жизнь или нам только кажется?
На одном курсе по кинодраматургии сценаристка Лена Ванина («Последний министр» и не только) говорила, что для хорошего фильма нужен крутой герой, а для хорошего сериала — мир, в который хочется возвращаться.
Наверное, поэтому влюбиться в сериал мне намного сложнее, чем в фильм. И «Последнее королевство» — мощное исключение. Мир тут — территория нынешней Англии, только тысячу лет назад. Разрозненные английские королевства ведут неравную войну с данами (датскими викингами). Интриги борьбы за власть, всякие мерзости, сражения на мечах (что я очень, кстати, люблю).
А вишенка на всем этом кровавом пироге — главный герой, Утред. Он из благородного саксонского рода, павшего под напором викингов. Ребенком они угнали его к себе рабом, но воспитали как воина. И теперь Утред пытается разобраться, «за белых он или за красных». У одних — христианство, культура, лицемерие, у других — веселые боги, энергия и идиотизм.
С 2015 по 2022 год вышло аж пять сезонов, в 2023-м даже двухчасовой сиквел (продолжение) на Netflix появился (сами понимаете, что не очень).
В общем, если по каким-то причинам «Игра престолов» заслонила собой всё ваше внимание и «Последнее королевство» прошло мимо — советую. Залипнуть можно надолго. С похмелья самое оно.
Ведущий культовой детской передачи, веселый и жизнерадостный Джефф — в депрессии. Сюжет для небольшого сериала. Как священник, разочаровавшийся в Боге, или врач, ненавидящий всё живое, или учитель химии, решивший подзаработать… Джим Керри, Мишель Гондри, правда смешно. 2018–2020, 2 сезона.
«Вам знакомо это чувство, когда парень, который вам нравится, звонит вам во вторник в два часа ночи и спрашивает, не может ли он зайти, и вы делаете вид, как будто сами только что пришли... Так что теперь вам надо вылезти из кровати, выпить полбутылки вина, залезть в душ, побрить у себя всё, что можно, достать это дело от Agent Provocateur и напялить его на себя: пояс, подвязки, вот это вот всё; а потом ждать звонка у двери...» — говорит в камеру Дрянь (Fleabag в буквальном смысле — «мешок с блохами»), молодая-красивая и очень одинокая. У нее есть только «секретные друзья в камере» (как сформулировала в одном интервью создательница «Дряни» Фиби Уоллер Бридж — гражданская жена, на секундочку, Мартина Макдонаха).
История про любовь, про драму, разыгрываемую перед воображаемыми зрителями, про личные границы, про жесткий юмор и про то, как вообще можно создавать новые истории (когда, казалось бы, всё уже было). Снимает похмелье за час.
Сериал по знаменитому роману Вьет Тхань Нгуена, за который тот получил Пулитцеровскую премию. Автор — Пак Чхан-ук, (Гран-при Каннского фестиваля за «Олдбоя»). Он выступил шоураннером, сценаристом всех семи серий и режиссером первых трех из них. Одна из главных ролей — Роберт Дауни-младший. Писатель Вьет Тхань Нгуен стал исполнительным продюсером проекта, а значит, одобрил отступления от сюжета книги (без которых не может обойтись ни одна экранизация).
Конец Вьетнамской войны (которую в самом Вьетнаме называли/Американской). Капитан, служивший в армии Южного Вьетнама, бежит в США и селится в общине беженцев, где продолжает шпионить и докладывать Вьетконгу. Он — полукровка и билингв, его сознание как минимум раздвоено: он сочувствует и «белым», и «красным» (в смысле и капиталистической, и коммунистической стороне), и там и там у него есть близкие друзья, которым он изо всех сил старается помочь.
Проводить какие-то параллели чуть пошловато. А вот посмотреть на войну, о которой мы знаем только из «Апокалипсиса сегодня», «Форреста Гампа», «Доброе утро, Вьетнам!» и других фильмов, показывающих вьетнамцев жителями рисовых деревень со смешным шапочками из тростника на неразговорчивых головах и автоматиками в хитрых руках, как минимум полезно для кругозора.
27 нарисованных членов на машинах школьных учителей (но шутки, если что, тоньше, чем в «Американском пироге»), мокьюментари (но не просто форма или условность, как, скажем, в «Офисе», а важное условие игры и предмет рефлексии), детективное расследование (но не «Создавая убийцу», а пародия на него).
В общем, настоящее великое хулиганство от никому до «Американского вандала» не известных авторов Тони Ясенда и Дэн Перро (до этого они снимали клипы для рэперов пятого эшелона и малобюджетные документалки на заказ). American Vandal, 2017–2018, 2 смешных и совсем не пошлых сезона.
***
Подписывайтесь на «Кино с похмелья»!