Продолжая цикл бесед на Бутовском полигоне, Иван Давыдов рассказывает о судьбе художника Владимира Тимирева, о судьбе его картин, его смерти и немного – о его знаменитой матери.
Полезный навык, который скоро может понадобиться. Ну, специалистам определенного профиля. В конце концов, накоплен огромный опыт, проделана серьезная работа, и хотя это все пытались предать забвению в тот печальный период, когда Россия поддалась фальшивому очарованию западных ценностей…
Ладно, вот вам практическая задачка. Дано: художник-маринист. Человек, увлеченный морем и рисующий море. Как превратить его в страшного государственного преступника?
Ответ от специалистов из НКВД: Тимирёв Владимир Сергеевич по заданию немецкого разведчика Линка Павла Фердинандовича – дальше буквальная цитата – «будучи участником Океано-Географической экспедиции, собирал и передавал ему сведения о развитии рыбной промышленности, состоянии рыбо-консервных заводов, судоверфей, а также производил зарисовки объектов рыбной промышленности».
Вам кажется, что это бухты, изломанные берега, тревожное небо, легкие парусники. Но это потому что мы с вами ничего не понимаем в борьбе с внутренним врагом. А для настоящего специалиста заплечных дел это «зарисовки объектов рыбной промышленности».
И все, и разоблачен 24-летний художник, и приговорен, и расстрелян 28 мая 1938 года. Где-то здесь и лежит. В одном из рвов.
На самом деле, за ним числится еще одно преступление, куда более страшное для режима – Владимир Тимирев это пасынок Колчака. По крайней мере, так считали чекисты. Хотя вопрос с нашей обывательской точки зрения – она же человеческая точка зрения – не такой уж простой. Да и не важно. Чтобы тысячами истреблять невинных, надо встать на нечеловеческую какую-то точку зрения.
Тут такая история. Владимир – сын морского офицера Сергея Тимирева. Его мать – Анна Тимирева, та самая, знаменитая. Если вы зачем-то смотрели очень скверный байопик «Адмирал», то помните – ее роль играла Елизавета Боярская. Фильм, конечно, скверный, зато любовь – настоящая.
Анна познакомилась с Колчаком в 1915-м, полюбила, но была уже замужем, был сын… И только когда начался революционный хаос, она оказалась рядом с тем, кого полюбила, жила и работала с адмиралом в Омске, добровольно разделила с ним арест… Но мы не про нее сейчас, хотя еще кое-что скажу о ней чуть позже. Все это время будущий пасынок Колчака и будущий немецкий шпион воспитывался у дедушки с бабушкой. Вообще не факт, что он когда-нибудь видел верховного правителя России Александра Васильевича Колчака. Ну, может быть, как раз в 1915-м, в Гельсингфорсе, где его отец некоторое время вместе с Колчаком служил. Владимиру Тимиреву был тогда примерно год от роду.
Он не готовил никаких восстаний, естественно, он просто хотел рисовать, - кстати, он и в живописи революционером не был, в его работах продолжаются традиции русских реалистов. Учился, работал, книги даже иллюстрировал, выставка даже персональная состоялась. Съездил в злосчастную командировку на Каспий, к объектам рыбной промышленности и рыбоконсервным заводам. Но даже если бы и не съездил – какая разница. Происхождение сомнительное никуда не денешь, главное преступление не спрячешь тем более – мать любила не того человека.
И за это молодой художник Владимир Тимирев заплатил страшную цену. Повторю – ему было 24 года, когда его здесь убили. Совсем короткая жизнь, хотя не так уж и мало он успел сделать.
В российских музеях сейчас совсем мало его работ, но не потому, что их уничтожили. Художник погиб, а картины спаслись, эта часть истории – как раз про спасение.
Может быть вы слышали, а может быть, и нет, про удивительный музей в Нукусе (это Каракалпакия, современный Узбекистан). Про то, как цепь случайных совпадений спасла огромное количество шедевров русских авангардистов. В войну в Узбекистане в эвакуации оказался молодой искусствовед Игорь Савицкий – на фронт не попал по здоровью. Там он познакомился с выдающимися художниками, среди прочих, - с Фальком, влюбился в культуру Средней Азии, начал ее изучать, и уже после войны, в 1950-м получил предложение поработать в Каракалпакии.
Много лет там жил, работал, убедил начальников открыть музей, собирал для музея предметы местного декоративно-прикладного искусства… Стечение счастливых обстоятельств: у музея был какой-никакой бюджет, у начальников – очень смутные представления об искусстве, у Савицкого – тонкий вкус… В общем, он начал еще и покупать для музея – у коллекционеров, у наследников, на барахолках работы русских авангардистов и не только авангардистов. Художников первой половины века.
И вот теперь в Нукусе – Бог знает где, за песками, за границами – одно из лучших в мире собраний русской живописи этого периода. В собранной Савицким коллекции, помимо разного прочего, - больше ста работ Тимирева.
История вроде бы простая – таких историй здесь, у нас под ногами, десятки тысяч. Про то, что если идею – любую вообще идею, сколь угодно возвышенную, - считать более важной, чем человек, то плохо человеку придется. Если на место бога поставить государство и на государство молиться – государство человека сожрет.
Но еще она про то, мне кажется, как трудно истребить память. Как хитро переплетаются живые судьбы, и как то, что, кажется, неминуемо должно было исчезнуть, остается. Тут, конечно, еще везение нужно, но откуда-то оно ведь берется, это везение. Зачем-то оно берется. Человек очень хрупкая штука, маленького куска металла – 9 грамм – хватает, чтобы человека навсегда сломать. Да, все так, но он все равно чудесным каким-то образом остается с нами. Чтобы помнили. Чтобы не забывали эту самую простую историю – про обожествление государства и про последствия такого обожествления.
Ну и чтобы мы могли посмотреть на работы Владимира Тимирева, наверное. В этом году как раз обещают привезти в Москву большую выставку из Нукуса.
Да, обещал же о матери. Чтобы совсем киношный получился рассказ. Анну Тимиреву сажали, выпускали, снова сажали, она прошла через лагеря, но выжила. Прожила долгую жизнь. И помимо прочих разных занятий – как специалистка по этикету, как человек из настоящего, раньшего времени – консультировала Сергея Бондарчука при съемках «Войны и Мира». Мало того. Снялась даже в эпизоде. Если будете вдруг пересматривать – обратите внимание на сцену первого бала Наташи Ростовой. Там мелькает среди публики этакая гранд-дама, благородная не по-киношному, по-настоящему. С лорнетом такая дама.
Это и есть Анна Васильевна Тимирева, подруга адмирала Колчака и мать художника Владимира Тимирева, которого за ее любовь убили на Бутовском полигоне.